воскресенье, 25 ноября 2012 г.

История и современные тенденции Песочной Терапии

Источник: Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.

Использование песка для отображения внутренних видений имеет длинную историю. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка. Исто­рическими и культурными параллелями песочной терапии яв­ляются рисунки на песке племен Навахо. В практике индейцев эти изображения используются в церемониях излечения, для предсказаний, изгнания нечистой силы и других целей (Weinrib, 1983).
Клэр Бейкер в своей статье «Рисунки на песке Навахо и песочная терапия» (1993) анализирует связь между песочными рисунками индейцев и Sandplay. И песочные картины племени, и песочная терапия — это излечивающие методы, которым активизируют психическую энергию и открывают перед человеком возможность изменения. Кроме того, оба эти похожие работы с песком улучшают коммуникацию между участниками  процесса.
Тибетские монахи издревле и по сей день практикуют создание инщиотного песка в течение нескольких недель мандал — для достижения совершенства и духовной гармонии. Песок обладает сильными медитативными свойствами.
В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. Пе­сок имеет очищающие энергетику свойства.
Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. Игра и творческий потенциал как часть терапевтического процесса уже использо­вались, особенно в работе с детьми. Мелани Кляйн, Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Шарлотта Бюлер и многие другие были сторонни­ками использования игрушек и миниатюр для терапевтических, диагностических и других целей. Анна Фрейд (1960) писала: ...мы сразу переносим весь знакомый ребенку мир в комнату аналитика и предоставляем ребенку свободу действий в нем, на глазах у аналитика, но без вмешательства с его стороны. Таким образом мы изучаем различные реакции ребенка, степень его аг­рессивности или сострадания, а также его установку в отноше­нии к разным предметам и людям, представленным с помощью игрушечных фигур... Игрушечный мир удобен и подчинен воле ребенка; ребенок может совершать в нем все те действия, кото­рые осуществляются в реальном мире, исключительно в преде­лах фантазии вследствие того, что ребенок обладает недостаточ­ной силой и властью».
В 1920-х годах Маргарет Ловенфельд продвинулась от орто­доксальной педиатрии до детской психиатрии. Ее цель состояла и ТОМ, чтобы найти среду, привлекательную для детей и обеспечивающую связь между наблюдателем и ребенком. Она увидела потенциал использования маленьких игрушек, которые помогают детям сообщать их самые глубокие мысли и чувства. Жизненный путь этой женщины, включающий несчастное детство, многочисленные болезни, развод родителей, а также работу врачом и В течение русско-польской войны, послужил фоном для размышлении на чисто профессиональную тему. Прошлый опыт облегчает понимание внутренней жизни детей и осознание того, что вербальные методы помогают быстрее прокладывать путь к межличностной коммуникации.
В юности М. Ловенфельд читала «Игры на полу», написанные в 1911 году Г. Уэллсом. Автор «Войны миров» и «Машины вре­мени» был глубоко убежден, что игра обеспечивает условия для экспансивных и инновационных идей во взрослой жизни. В «Игpax на полу» он описал игру, в которой участвовал с двумя свои­ми сыновьями. Используя куски древесины и бумаги, пластилин, миниатюрные фигурки людей и животных, они сочиняли различ­ные истории, строили города и острова. Г. Уэллс внес важный вклад в признание данных материалов и типов игры, активизи­рующих изобретательность и творческое воображение. Под впе­чатлением от рассказа Г. Уэллса М. Ловенфельд начала активно внедрять «Технику Мира».
До открытия Института детской психологии в Англии в кон­це 1920-х годов М. Ловенфельд имела большую коллекцию ма­леньких игрушек и миниатюр, окрашенных палок и т. д. Она хра­нила их в коробке, которую дети назвали «Коробкой удивления». В ходе организации Института детской психологии объекты были помещены в бюро с маленькими ящиками, которому дети дали название «Мир». М. Ловенфельд установила две цинковые короб­ки: одну заполненную песком, другую — водой. Дети начали ис­пользовать миниатюрные объекты вместе с содержимым коро­бок. «Техника Мира» — это спонтанное расположение миниатюр во влажном или сухом песке для создания картины или некого Мира. Согласно М. Ловенфельд, цель состояла в том, чтобы «по­лучить созданный мир, способный встретиться лицом к лицу со своим создателем, вместо того, чтобы получить врача, встречаю­щегося лицом к лицу с создателем мира» (де Доменико, 1988). М. Ловенфельд полагала, что «Техника Мира» могла использо­ваться врачами различных терапевтических ориентации.
В 1950-х годах Дора Калфф встретилась с М. Ловенфельд. Бу­дучи юнгианским аналитиком, Д. Калфф дала «Технике Мира» юнгианскую теоретико-методологическую базу и назвала это «Песочной терапией». Ее трактовка отразила знание восточных философий, высокоразвитые интуитивные способности, богатый опыт использования подносов с песком, влияние развивающей­ся теории Э. Нойманна и совместные исследования с К. Юнгом и М. Ловенфельд (Mitchell, Friedman, 1994).
Песочная терапия Д. Калфф базировалась на убеждении Юнга, что душа может быть активизирована для достижения цельности и исцеления. Д. Калфф видела песочную терапию как инструмент, который не только позволит детям выражать и ти­пичный, и глубоко личный мир, но и соединит их внутренние представления с внешней каждодневной действительностью. Она постулировала символическую игру, создающую коммуни­кацию между сознательным и бессознательным. После наблюдения за детьми Д. Калфф начала использовать песочную тера­пию и со взрослыми.
Самый важный аспект sandplay состоит в том, что эта техника уходит вглубь детства, в детские игры-замещения. К. Юнг вооб­ще определял песочницу как детский аспект коллективного бес­сознательного. Многие психологи говорили о том, что поднос с песком пробуждает «внутреннего ребенка». К. Юнг(1971): «Тема ребенка — это не только то, что существовало в прошлом, но и то, что существует сейчас. Это система, которая функционирует и в настоящем. Цель — жить!»
Дора Калфф читала лекции по песочной терапии и обучала дру­гих юнгианских аналитиков, став своего рода катализатором для широкого распространения нового инструмента. В своем психо­терапевтическом процессе Д. Калфф использовала два подноса с песком предписанных размеров: один с влажным и один с сухим, С синими дном и внутренними сторонами, обозначающими воду и небо. Она подчеркивала, что психолог должен соблюдать ти­шину и не мешать созданию картины клиентом. Д. Калфф реко­мендовала отказываться от интерпретаций в течение первых не­скольких сессий.
В начале 1980-х годов Жизела де Доменико провела феноме­нологическое исследование детей дошкольного возраста (интел­лектуальная норма), используя разнообразные формы и размеры подносов с песком. Кроме этого, используя песочную терапию, они работала с разными группами клиентов: детьми, подростка­ми, взрослыми, парами, семьями и группами. Ее теория и практика песочной терапии получила название Sand tray - Worldplay.
Подобно предшественникам, де Доменико подчеркивает исцеляющую силу души. Она работает с глубинами человеческого сознания, способствуя процессу познания клиентом своего мира. Она видит функцию песочного терапевта как медиатора, посредника.
Де Доменико подходит к пониманию души иначе, чем М. Лофельд и Д. Калфф. Она видит людей многомерными существами, которые сознают себя в различных измерениях и используют сознание (не бессознательное состояние), чтобы испытать, ответить на вопросы, создать и изменить различные аспекты действительности. По ее мнению, как только картины и формы из песка помещаются в поднос, они становятся реальными (не символическими). В отличие от М. Ловенфельд и Д. Калфф, де Домего утверждает, что области человеческого сознания функционируют в каждом индивидууме независимо от его диагноза. Она считает, что песочная терапия всегда активизирует их. Де Доме­нико полагает, что, когда психотерапевт прислушивается к «раз­личным чувствам клиентов», он не должен интерпретировать «песочные миры». Таким образом от роли эксперта психотера­певт переходит к роли соисследователя мира клиента. От М. Ло­венфельд Ж де Доменико взяла стратегию актуализации лично­го опыта клиента, а от Д. Калфф — выделение архетипических линий в этом опыте без использования интерпретаций. Она так­же выделяет семейные, социальные, наследственные, надлично­стные и универсальные области опыта клиента при использова­нии песочной терапии.
В ходе своей работы де Доменико создала методы, которые по­зволяют клиентам глубоко чувствовать свои «песочные миры» и брать ответственность за себя. В отличие от других «песочных» психотерапевтов она разработала не только индивидуальные, но и групповые протоколы, рекомендовала использовать песочную терапию для самораскрытия человека настолько часто, насколь­ко это возможно.
Песочная терапия продолжает становиться популярной не только среди психологов, но и среди педагогов и социальных ра­ботников. Sandplay включает много различных способов игры в песке. Это не только модификации упомянутых выше подходов, но и множество возможностей, которые развиваются из творче­ского потенциала психологов и клиентов, использующих подно­сы с песком.
На сегодняшний день существует несколько направлений Sandplay. Так как возможности метода расширяются, — появля­ются многочисленные модификации и формы. В научном мире, в частности, на международной конференции в Сан-Франциско (1995), принята следующая классификация: Sandplay с большой буквы «S» — это классическая форма юнгианской песочной те­рапии со свойственной ей теоретической базой и методологией;
sandplay с маленькой «s» — это различные модификации метода (песочная терапия в контексте арт-терапии, сказки на песке, ди­дактические программы на песке, медитации на песке, реабили­тационные программы для людей с ОПФР и др.).


Комментариев нет:

Отправить комментарий